Торговые центры пытаются выжить, следуя запросам разборчивой публики. Для современных потребителей ключевое значение имеет возможность сочетания досуга и шопинга. Поэтому, полагают участники рынка, нацеленных на устаревший массмаркет арендаторов вытеснят более сильные игроки, которые стремятся к реконцепциям и обновлению.
Торговые центры в Петербурге и других мегаполисах России ждёт интеграция с развлекательными концепциями со специализацией, считают опрошенные "ДП" эксперты.
Рынок ждёт серьёзная трансформация. Часть объектов будут вынуждены закрыться или сменить концепцию. По оценке президента Союза торговых центров (СТЦ) Булата Шакирова, в ближайшие 3 года каждый десятый ТЦ пойдёт под снос либо будет трансформирован. С 2025 по 2028 год прекратить работу могут около 800 объектов.
Рынок ожидает период реконцепций с инвестициями в обновление, полагает вице-президент СТЦ Павел Люлин: торговые центры будут открывать реже, однако действующие площадки начнут активнее внедрять элементы развлечения, сервиса и локального производства. На рынке останутся сильные региональные игроки с наиболее устойчивыми объектами в больших городах.
В отрасли полагают, что сноса морально устаревших объектов не избежать: речь идёт о торговых центрах с отстающей инфраструктурой, плохой локацией или имущественными вопросами, которые собственники так и не урегулировали.
Аналитик ГК "Финам" Магомед Магомедов пояснил, что это, как правило, устаревшие ТЦ классов С и D с плохими локациями и неадаптированными форматами. Рынок будет развиваться по аналогии с сектором продовольственных ретейлов: неэффективных мелких игроков, занимающих значительную долю в регионах, вытеснят.
Возраст таких объектов превышает 10-15 лет. Вполне реалистичным сценарием, считает Люлин, станет снос "каждого десятого" в горизонте 3 лет, учитывая долю таких ТЦ.
Игроки объяснили, что рынок адаптируется к изменениях в предпочтениях потребителей и экономике. Петербургские ТЦ не стали исключением из общероссийской тенденции: здесь, как и в других городах, торговые центры испытывают проблемы из-за снижения трафика и высокой конкуренции. Однако у потребителей растёт интерес к формату "досуг + шопинг", предлагающий различные услуги для развлечений.
Посещаемость падает примерно на 10-30% год к году в тех торговых центрах, где арендаторы нацелены на массмаркет. Ситуация отличается у мидл- и премиум-сегментов.
Так, ТК "Невский центр" показал за последние 4 месяца прирост трафика на 10-15% год к году. Фактически, публика не устала от ТЦ, а стала разборчивее, объясняет коммерческий директор ГК "Аврора" (в управлении проекты ТК "Невский центр", ТК "Космос", ТК "Авеню", МФК "Владимирский пассаж") Мария Смагина.
“
"Это если мы говорим про Москву, Петербург и торговые центры в интересных локациях с хорошей транспортной доступностью. Однако это пока единичные случаи, и большинство девелоперов пытаются из последних сил продолжать развивать торговые центры, даже если они недостаточно успешны и у них высокая вакансия", — уточнила Смагина.
Современные драйверы посещения основываются не только на магазинах, но и на таких "якорях", как фитнес-клубы, фуд-холлы, развлекательные центры, общественные пространства. За 5 лет площадь развлекательных операторов в 10 ключевых ТЦ Петербурга выросла более чем в 1,5 раза, фитнес-операторов — в 6 раз, указывает директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова.
Подробнее об изменениях потребительских ожиданий и формате современного ТЦ, который отвечал бы требованиям посетителей, читайте 29 мая в материале dp.ru.